Специфика и структура научного познания

В реальном научном исследовании существуют элементы, не укладывающиеся в жесткую формально-логическую схему. Причем по мере проникновения в астрономическую науку математических методов градуировка небесного свода становится все более точной и удобной для проведения измерений. Философия для аспирантов: Учебное пособие. С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного "лекарства от всех болезней". Теоретическое исследование, развивая и конкретизируя теоретическое содержание науки, открывает новые перспективы объяснения и предвидения фактов, ориентирует и направляет эмпирическое исследование. Отпочковавшись от системы протознания, дисциплины оказывались в изоляции друг от друга, элементы науки отдельные научные дисциплины становились самодовлеющими в своей автономности, естественные связи между ними нарушались, структурные взаимодействия исчезали. Показательно, что вначале идеал математического описания природы утверждался в эпоху Возрождения, исходя из традиционных для средневековой культуры представлений о природе как книге, написанной «божьими письменами». Знание, полученное на эмпирическом уровне, является результатом непосредственного контакта с исследуемым объектом в наблюдении или эксперименте. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Безусловно, при установлении эмпирического факта использовались многие полученные ранее теоретические законы и положения. Например, «демон Лапласа», обладающий способностью на основе знания о ситуации в настоящем однозначно предсказать будущее и абсолютно точно реконструировать прошлое.

Именно они образуют эмпирический базис, на который опираются научные теории. Примерами такого рода гибридных образований может служить классическая модель излучения абсолютно черного тела, построенная на базе представлений термодинамики и электродинамики. Научная гипотеза всегда выдвигается для решения какой-либо конкретной проблемы с целью объяснения новых экспериментальных данных либо устранения противоречий теории и отрицательных результатов экспериментов. Главной методологической проблемой считалось сведение теоретического уровня исследования к эмпирическому, что в конце-концов оказалось невозможным. Научные факты в их системе, классификации и сделанные из них эмпирические обобщения - научный аппарат, взятый в целом. В философии XX в. Бор: Квантовая механика отражает объективную вероятность, случайность, свойственную микромиру. Недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому.

Обновлено сегодня: Специфика и структура научного познания - скачивание разрешено.

Объем научного знания удваивается каждые 10 — 15 лет. Это происходит в силу того, что главный объект гуманитарного познания — человек и его индивидуальная ситуация. И если образом мира в классическом естествознании был часовой механизм, то образом мира в неклассической науке может быть паутина или сеть. Здесь присутствуют рациональный момент и его формы понятия, суждения и т. В качестве критерия отграничения научного знания от ненаучного неопозитивисты рассматривали верификацию, т. Иногда можно выделить ее конденсат в виде заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр. Предметом научного исследования в гуманитарной, социальной или естественной сферах является только один из полюсов мировоззренческого отношения: либо человек, либо мир.

Но совпадение философской эвристики и философского обоснования не является обязательным. Знание на метатеоретическом уровне выражается в виде норм и принципов, утверждающих нечто о самой научной теории. Фиксация предмета исследования в рамках экспериментальной или квазиэкспериментальной деятельности является тем признаком, по которому можно отличить эксперимент и систематические наблюдения от случайных наблюдений. Эмпирический уровень — это предметно-орудийная деятельность ученых, наблюдения, эксперимент, сбор, описание и систематизация научных данных и фактов. Основной структурной единицей науки он считает научно-исследовательскую программу. Конечно, всякая истина есть знание, но не всякое знание есть истина, знание может существовать и в форме заблуждения.

Рассмотрим один из типичных случаев эмпирического исследования в современной астрономии — наблюдение за поляризацией света звезд в облаках межзвездной пыли, проводившееся с целью изучения магнитного поля Галактики. Лежащие в их основании теоретические схемы являются своего рода гибридными образованиями. Другая же составляющая не принимается во внимание, поскольку она компенсируется силой натяжения нити. Основными формами знания на эмпирическом уровне являются научный факт и совокупность эмпирических обобщений, выражаемых в научных высказываниях. Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать эмпирическими объектами. К исторически первым формам человеческого знания относят игровое познание, которое строится на основе условно принимаемых правил и целей.

Для этого мы специально рассмотрим такие наблюдения, где заведомо невозможно реальное экспериментирование с изучаемыми объектами. Вместе с тем историческая изменчивость идеалов и норм, необходимость вырабатывать новые регулятивы исследования порождают потребность в их осмыслении и рациональной экспликации. Но эти же процессы могут быть описаны «менее строгим» образом, например в терминах корпускулярно-волновых свойств частиц, взаимодействия частиц с измерительными приборами определенного типа, корреляций свойств микрообъектов относительно макроусловий и так далее. Влияние науки на культуру того времени можно охарактеризовать как исключительное. Парадигма принятая научным сообществом может на долгие годы определить круг проблем, привлекающих внимание ученых, является официальным подтверждением, подлинной научности получаемых ими данных. Цель науки — открытие закономерностей и общих принципов. Возник кризис единства науки. Методология определяется как система методов и как учение об этой системе, общая теория метода.

См. также